Эффект паспарту связан с тем, что, проходя по краям изображения, оно одновременно и принадлежит обрамлению, и готово стать частью изображения. Эта тонкость во многом определяет выбор правильного оформления. Для правильного оформления вышивки важен анализ композиции изображения. Недостатки в композиции работы безполезно пытаться ликвидировать композицией оформления.
Для американской школы багетно-оформительского дизайна процесс оформления вышивки начинается с подбора паспарту, и уже к этой композиции подбирается багет для подходящей рамки.
Первое правило, которому необходимо следовать - оставлять в фокусе внимания клиента не более трёх образцов паспарту. В такой ситуации, когда для выбора цвета паспарту оставлено больше трёх образцов и внимание будет рассеиваться, легко растеряться. Сначала надо сконцентрироваться на выборе цвета основного паспарту. Для определения этого цвета следует обратить внимание на превалирующий цвет изображения - тот цвет, который больше всего встречается в вышивке. Цвет деталей и дополнительные акценты лучше игнорировать. Цвет паспарту подбирается в соответствии с тоновой шкалой вышивки. При оформлении вышивки шкала контрастности не должна быть нарушена. Не следует создавать большой контраст между вышивкой и паспарту. В некоторых работах лучше всего использовать нейтральные цвета, к которым относятся белый, серый и чёрный.
Сочетание цвета паспарту и рамки в оформлении вышивки
Все цвета делятся на тёплые и холодные и вписываются в так называемый цветовой круг.
Малиновый и зелёный - переходные цвета. В зависимости от тона могут сочетаться и с тёплыми и с холодными цветами.
Чёрный, белый, золотой и серебряный не входят в этот круг (нейтральные цвета) и сочетаются с любыми цветами.
Основные правила оформления
1. В одном оформлении лучше использовать либо только тёплые, либо только холодные цвета;
2. Поскольку близкорасположенные цвета могут сливаться (например, красный и оранжевый), то лучше, чтобы рядом располагались цвета более далёкие друг от друга. Например, коричневый на жёлтом фоне будет выделяться гораздо лучше.
Рамки со стеклом для вышивки
Многие советуют делать обрамление вышивки без стекла, мотивируя тем, что вышивка смотрится объёмно, блики не скрывают фактуру, без него вышитая крестом картина более живая, уютная. Тем не менее опыт показывает, что вышивку всё-таки лучше убирать под стекло, потому что пыль имеет обыкновение собираться на открытых вышивках быстрее, чем на других предметах. На вышивку в рамке без стекла будет оседать пыль, поэтому ее, надо будет периодически снимать и стирать. А часто стирать вышивку не стоит.
В рамке со стеклом вышитая крестиком или бисером картина имеет более законченный вид. Вышивки крестом некоторых фирм, например, Dimensions, которые вышиваются в 1-2-3...6 нитей под стеклом теряют свою объемность. Стекло дает блики, особенно сильно "бликуют" вышивки на темной канве. Для оформления вышивки лучше применять специальное безбликовое стекло.
Натяжка вышивок
Вышивка натягивается таким образом, что бы клеточки канвы шли параллельно срезу картона. Соблюсти ровную линию нити очень трудно из-за подвижности ткани, но мастера расправляют вышивку таким образом, чтобы сохранить красоту узора.
Для натяжки вышивки применяются полоски FABERGRIP с острыми зубчиками. Полоски устанавливаются по краям основы для натяжки (картон, ДВП) и позволяют легко выровнять и натянуть работы на тканой основе. Ткань цепляется за зубчики, равномерно расположенные вдоль полоски, выравнивается и натягивается. Поля ткани подклеваются с обратной стороны основы. В некоторых случаях вышивки натягиваются не на картон, а на подрамник.